ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
I. ИНФОРМАЦИЯ О ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ
1. Название курса:«По законам жанра. Журналистика»
2. Сведения об авторе:Таранович Милана Александровна, педагог дополнительного образования
3. Аннотация курса:дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально−педагогической направленности «По законам жанра. Журналистика» нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа сможет привлечь внимание учащихся 12-18 лет к различным социальным проблемам. Отличительной особенностью программы является внедрение современных форм работы с обучающимися – дистанционная форма обучения через использование информационно-коммуникационных технологий
4. Общие сведения о курсе
Цели и задачи изучения дополнительной общеобразовательной программы
Цель:формирование личности ребенка через расширение кругозора и развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству через его увлечение журналистской деятельностью
Задачи:
Образовательные:
дать учащемуся базовый уровень знаний в журналистике;
владение основными навыками журналистского мастерства;
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
научиться навыкам работы в текстовых редакторах, и с Медиафайлами;
научиться навыкам работы с текстом.
Развивающие:
формирование личности журналиста как совокупности профессионально творческих, индивидуально психологических, нравственных и гражданских качеств;
развитие литературных способностей подростков;
развитие умения устного выступления;
совершенствование умения письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе, репортажей;
развитие потребность к творческому труду;
развитие познавательного интереса и осознанной мотивации к продолжению самостоятельного обучения
развитие мышления к анализу текста.
Воспитательные:
воспитание нравственных, морально-психологических и коммуникативных качеств;
развитие внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
создание комфортной обстановки на занятиях, а также атмосферы доброжелательности и сотрудничества;
воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
формирование потребности учащихся к саморазвитию;
формирование общественной активности, реализации в социуме.
Результаты обучения:планируемые результаты по программе разделяются на предметные, личностные и метапредметные
Предметные результаты:
знать специфику и структуру основных газетных жанров;
выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
владеть навыками работы с текстом, умение редактировать текст;
анализировать текст как конечный результат журналистской деятельности, создавать тексты в различных жанрах, искать информацию в различных источниках;
уметь работать в текстовых редакторах.
Личностные результаты:
познакомиться с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
развитие у учащегося воображения и образного мышления в процессе творческого претворения знаний из области журналистики;
освоить основные этические нормы и понятия как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
формировать активную жизненную позицию;
развития литературных способностей подростков, в выражении собственных мыслей;
развития умений устного выступления.
Метапредметные результаты:
владеть культурой общения с медиа;
владеть навыками работы с различными источниками информации;
развить творческие и коммуникативные способности;
развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты;
владение различными формами самовыражения при помощи медиатехники;
уметь письменно излагать свои мысли в форме написания очерков, статей, эссе, репортажей;
5. Правила дистанционного обучения, методические рекомендации для учащихся по освоению дисциплины
Для достижения наилучшего освоения программы «По законам жанра. Журналистика» и творческого развития учащихся на занятиях в зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы:
объяснительно-иллюстративный – беседа, лекция, диалог с учащимися;
проектный – создание творческой работы на определенную тему;
словесный метод базируется на беседах, лекциях, индивидуальных и коллективных упражнениях, представляющих собой многократное обращение в течение одного занятия к тем или иным аспектам профессиональной деятельности журналиста для выполнения более сложных заданий (анализ текстов, выявление темы журналистского произведения, выявление идеи произведения и т. д.)
проведение на занятиях деловых и ролевых игр, воссоздающих те или иные ситуации профессиональной деятельности и ставящих участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих профессиональных задач. Необходимо сопровождать каждую деловую игру глубоким анализом профессионального поведения ее участников, формируя у них навыки делового этикета, журналистской этики и т. д.
практический метод ориентирован на закрепление необходимых моделей профессионального поведения реальным условиям деятельности. Суть его – оперативный выпуск журналистской продукции. Сочетание этих методов позволяет построить работу так, чтобы она давала учащимся системное представление о журналистской деятельности, сочетала теорию и практическую деятельность учащихся.
метод проверки и оценки знаний, умений, навыков (тестирование, участие в конкурсных мероприятиях).
6. Уровень образования:базовый
7. Общий объем курса в часах, срок освоения курса: 72 часа, 1 год
II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Матрица программы
БЛОК
СОДЕРЖАНИЕ
0
Преподаватель курса: Таранович Милана Александровна - педагог дополнительного образования МБУДО ЦДТ ст. Отрадной
Цель и задачи изучения темы: знакомство с законодательно правовой базой в сфере журналистики; осознание роли журналистики в современном обществе; знакомство с понятием «журналистская этика». Результат обучения по данному модулю: практическая работа в форме эссе на тему «Почему я хочу стать журналистом?», распределение ролей и обязанностей в объединении.
Методические указания по самостоятельному изучению темы, рекомендуемые сроки изучения материалов и выполнения заданий, теоретические материалы по теме: на изучение модуля отводится 2 часа (теория) с привлечениемлекцийв электронном формате,презентации, самостоятельным изучениемзаконовинормативных актов, разбором видеоматериала по теме «Журналистская этика», «5 типичных ошибок начинающего журналиста», организация беседы в формате «вопрос-ответ» по пройденной теме.
Практическая часть по теме: практическая работа в форме эссе на тему «Почему я хочу стать журналистом?» (в формате документа Word).
Дидактические материалы для самоконтроля: вопросы в конце изучения каждой темы (приложение 1).
Средства обратной связи и взаимодействия учеников: чат с возможностью видеоконференции.
Дополнительные материалы: презентация, видеоролики.
Список рекомендованной литературы по теме: Ковган Т.В.. Журналистика для начинающих.
Необходимое специальное программное обеспечение для выполнения заданий, в т.ч. компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры и симуляторы, моделирующие программы и др.: ПК с выходом в Интернет.
2
Название темы:«Журналистский текст»
Цель и задачи изучения темы: понятие о структуре журналистского текста; планирование газеты; способы создания заголовка и лида; написание заметок; изучение стилей и типов речи русского языка; работа по устранению речевых ошибок; обучение основам риторики; выявление и устранение ошибок при написании текста; правила оформления письменного текста; знакомство с лучшими текстами в истории журналистики. Результат обучения по данному модулю: анализ газетной статьи; создание эффектных заголовков; создание успешных лидов; написание заметки; поиск и анализ ошибок в изданиях СМИ; оформление письменного текста.
Методические указания по самостоятельному изучению темы, рекомендуемые сроки изучения материалов и выполнения заданий, теоретические материалы по теме: на изучение модуля отводится 18 часов (2 – теория; 16 - практика) с привлечениемлекцийв электронном формате, самостоятельным контент-анализом печатных СМИ по заданномуплану, разбором презентаций по теме«Журналистский текст», «Экология речи», организация беседы в формате «вопрос-ответ» по пройденной теме.
Практическая часть по теме: практическая работа в форме готовых примеров заголовков, лидов, заметок на заданную тему, анализ печатного издания по выбору учащихся (в формате документа Word).
Дидактические материалы для самоконтроля: вопросы в конце изучения каждой темы (приложение 2).
Средства обратной связи и взаимодействия учеников: чат с возможностью видеоконференции.
Дополнительные материалы: презентации.
Список рекомендованной литературы по теме: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.
Необходимое специальное программное обеспечение для выполнения заданий, в т.ч. компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры и симуляторы, моделирующие программы и др.: ПК с выходом в Интернет.
3
Название темы:«Жанры журналистики»
Цель и задачи изучения темы: изучение особенностей информационных жанров, аналитических жанров, художественных жанров; обучение методике сбора информации, изучению общественного мнения; анализ современных СМИ; знакомство с успешными проектами. Результат обучения по данному модулю: жанровый анализ журналистского текста; проведение интервью; написание рецензии, очерка, опроса; анализ результатов опроса; сообщение на тему «История всемирно известного СМИ».
Методические указания по самостоятельному изучению темы, рекомендуемые сроки изучения материалов и выполнения заданий, теоретические материалы по теме: на изучение модуля отводится 10 часов (2 – теория; 8 - практика) с привлечением лекций в электронном формате, видеоматериала «Жанры журналистики», «Жанры журналистики. Общие положения», «Мастер класс Юрия Дудя: как разговорить дерево?», организация беседы в формате «вопрос-ответ» по пройденной теме.
Практическая часть по теме: практическая работа в форме готового анализа журналистского текста; проведения интервью; написания рецензии, очерка, опроса; анализа результатов опроса; сообщения на тему «История всемирно известного СМИ» (в формате документа Word).
Дидактические материалы для самоконтроля: вопросы в конце изучения каждой темы (приложение 3).
Средства обратной связи и взаимодействия учеников: чат с возможностью видеоконференции.
Дополнительные материалы: видеоролики.
Список рекомендованной литературы по теме: Вакурова Н. В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции: Учебное пособие.
Необходимое специальное программное обеспечение для выполнения заданий, в т.ч. компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры и симуляторы, моделирующие программы и др.: ПК с выходом в Интернет.
4
Название темы:«Тележурналистика»
Цель и задачи изучения темы: изучение особенностей телевизионного сюжета; анализ роли ведущего на телевидении; знакомство с жанрами тележурналистики; подготовка и создание ток-шоу с распределением ролей. Результат обучения по данному модулю: создание видеоролика.
Методические указания по самостоятельному изучению темы, рекомендуемые сроки изучения материалов и выполнения заданий, теоретические материалы по теме: на изучение модуля отводится 6 часов (1 час – теория, 5 часов - практика) с привлечением лекций в электронном формате, презентации, видеоматериала «Развиваем дикцию»; организация беседы в формате «вопрос-ответ» по пройденной теме.
Практическая часть по теме: создание видеоролика в формате ток-шоу (в формате mp4).
Дидактические материалы для самоконтроля: вопросы в конце изучения каждой темы (приложение 4).
Средства обратной связи и взаимодействия учеников: чат с возможностью видеоконференции.
Дополнительные материалы: презентация, видеоролик.
Список рекомендованной литературы по теме: Жанры телевизионной журналистики // Телевизионная журналистика / ред. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский.
Необходимое специальное программное обеспечение для выполнения заданий, в т.ч. компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры и симуляторы, моделирующие программы и др.: ПК с выходом в Интернет, видеокамера, ПО для создания видеоролика.
5
Название темы:«Фотожурналистика»
Цель и задачи изучения темы: введение в фотожурналистику; обучение технике владения камерой; понятие о композиции в фотографии; знакомство с основными изобразительными средствами в фотографии; основы репортажной фотографии; основ мобильной фотографии; знакомство с именами известных фотожурналистов, признанных в мире искусства; создание фотопроектов в выбранном жанре. Результат обучения по данному модулю: подготовка презентации об известном фотожурналисте; создание фотовыставки; создание и презентация фоторепортажа в выбранном жанре.
Методические указания по самостоятельному изучению темы, рекомендуемые сроки изучения материалов и выполнения заданий, теоретические материалы по теме: на изучение модуля отводится 14 часов (2 – теория; 12 - практика) с привлечением лекций в электронном формате, презентации, видеоматериал по теме "Мобильная фотография", организация беседы в формате «вопрос-ответ» по пройденной теме.
Практическая часть по теме: подготовка презентации об известном фотожурналисте; создание фотовыставки; создание и презентация фоторепортажа в выбранном жанре (в формате Power Point).
Дидактические материалы для самоконтроля: вопросы в конце изучения каждой темы (приложение 5).
Средства обратной связи и взаимодействия учеников: чат с возможностью видеоконференции.
Дополнительные материалы: презентации.
Список рекомендованной литературы по теме: Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста.
Необходимое специальное программное обеспечение для выполнения заданий, в т.ч. компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры и симуляторы, моделирующие программы и др.: ПК с выходом в Интернет, фотоаппарат.
6
Название темы: «Интернет-СМИ»
Цель и задачи изучения темы: знакомство с историей Интернет-журналистики; изучение признаков и особенностей , видов, функций, жанров Интернет-СМИ; анализ проблем и преимуществ; сравнительный анализ традиционных и Интернет-СМИ; изучение аудитории Интернет-СМИ. Результат обучения по данному модулю: создание сайта.
Методические указания по самостоятельному изучению темы, рекомендуемые сроки изучения материалов и выполнения заданий, теоретические материалы по теме: на изучение модуля отводится 6 часов (1 час - теория; 5 часов - практика) с привлечением лекций в электронном формате, видео-инструкции для создания сайта, организация беседы в формате «вопрос-ответ» по пройденной теме.
Практическая часть по теме: создание сайта на выбранную тематику (презентация сайта с пошаговым описанием действий при его создании).
Дидактические материалы для самоконтроля: вопросы в конце изучения каждой темы (приложение 6).
Средства обратной связи и взаимодействия учеников: чат с возможностью видеоконференции.
Дополнительные материалы: видео-инструкция.
Список рекомендованной литературы по теме: ИНТЕРНЕТ-СМИ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Под редакцией М.М. Лукиной.
Необходимое специальное программное обеспечение для выполнения заданий, в т.ч. компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры и симуляторы, моделирующие программы и др.: ПК с выходом в Интернет, ПО для создания сайта.
7
Название темы:«Радиожурналистика»
Цель и задачи изучения темы: экскурс в историю радиожурналистики; изучение функций, жанров радиожурналистики; знакомство с технологией работы радиожурналиста; запись радиоэфира; участие в подготовке и записи радиоэфира. Результат обучения по данному модулю: совершенствование дикции, постановка голоса; запись радиоэфира.
Методические указания по самостоятельному изучению темы, рекомендуемые сроки изучения материалов и выполнения заданий, теоретические материалы по теме: на изучение модуля отводится 6 часов (1 час – теория; 5 часов - практика) с привлечением лекций в электронном формате; видеоматериалов "С чего начинается радиоэфир?"; организация беседы в формате «вопрос-ответ» по пройденной теме.
Практическая часть по теме: создание радиоэфира с распределением ролей (в формате mp3).
Дидактические материалы для самоконтроля: вопросы в конце изучения каждой темы (приложение 7).
Средства обратной связи и взаимодействия учеников: чат с возможностью видеоконференции.
Дополнительные материалы: презентации.
Список рекомендованной литературы по теме: РАДИОЖУРНАЛИСТИКА Под редакцией профессора A.A. Шереля.
Необходимое специальное программное обеспечение для выполнения заданий, в т.ч. компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры и симуляторы, моделирующие программы и др.: ПК с выходом в Интернет; ПО для записи аудиоматериала; микрофон; наушники.
8
Название темы:«Реклама»
Цель и задачи изучения темы: знакомство с историей появления рекламы; анализ роли рекламы в современном обществе; изучение видов рекламы, рекламной индустрии; создание рекламного текста, лонгрида, видеоролика или джингла. Результат обучения по данному модулю: готовый рекламный материал в выбранном направлении.
Методические указания по самостоятельному изучению темы, рекомендуемые сроки изучения материалов и выполнения заданий, теоретические материалы по теме: на изучение модуля отводится 6 часов (1 - теория; 5 - практика) с привлечением лекций в электронном формате; видеоматериала по теме "Интервью с SMM-менеджером презентаций "SMM продвижение", организация беседы в формате «вопрос-ответ» по пройденной теме.
Практическая часть по теме: готовый рекламный материал в выбранном направлении (текстовая реклама в формате Word, лонгрид, видеоролик в формате mp4, джингл в формате mp3)
Дидактические материалы для самоконтроля: вопросы в конце изучения каждой темы (приложение 8).
Средства обратной связи и взаимодействия учеников: чат с возможностью видеоконференции.